Мир не такой , каким кажется

фокус

Что скрывается за нашим поведением и манерой вести себя определенным способом? Какие наши установки или чувства прячутся от нас самих? Чего мы не видим в себе и в окружающих? Попробуем слегка приоткрыть завесу и заглянуть чуть по-глубже.

                        Что скрывается за привычным поведением?

Вот к примеру, осторожный человек считает, что люди – это потенциальные враги и их надо остерегаться. Очевидно, предыдущий опыт помог сформироваться подобному убеждению. 

Стремление к величию говорит нам о скрытой установке «я особенный» у его обладателя.

Человек избегает контакта, ситуации – это означает, что он считает, что его могут обидеть и его интересы или самооценка могут пострадать.

Перфекционист думает, что ошибки – это плохо, и лишает себя права на несовершенство.

Личность, устраивающая истерики, неосознанно стремиться всегда производить впечатление на окружающих.

За сильной привязанностью таится ощущение собственной беспомощности.

Сопротивляющийся человек считает, что его интересы могут задеть. Вероятно это уже не раз случалось раньше. Нападающий искренне верит в то, что людьми надо овладевать.

Человек , выбирающий изоляцию, уверен в том, что другие люди станут ограничивать его свободу и ему придется терпеть, подстраиваться и не быть собой. 

По мнению Лароша Фуко, смирение – это «притворная покорность», смысл которой подчинить себе других, а скромность – искусство хвастовства.

То , что человек думает и знает о себе – это его светлая сторона. А то, что ускользает от его глаза – это так называемая теневая наша часть. В ней то как раз и кроются причины конфликтов с окружающими нас людьми и наши психологические трудности.  Тень не дает нам возможности увидеть себя целиком и разрешить свои трудности. Поэтому- то и нужен специалист, психолог или психотерапевт, который сможет увидеть и  показать нам нашу тень.

 Так , например, человек , контролирующий других, властный, управляющий, манипулирующий, следящий за другими  боится остаться один.  Глубоко в душе, он себя не знает и не понимает, что с собой делать.

 В заискивающем поведении присутствует мучитель, который отнимает у нас энергию и время на свои многочисленные расшаркивания и вежливые извинения. Его поведение небескорыстно, и таит в себе момент будущей расплаты или мщения.  Хотя на первый взгляд может показаться, что ему неловко затруднять других.

Депрессивный – нагнетает страх, так как озадачивает других и держит их в напряжении. Его затаенность и погруженность в себя создает ситуацию неопределенности у окружающих. За депрессией часто скрывается подавленная агрессия.

 Человек, жалующийся на одиночество, может считать себя не достаточно достойным и интересным. Однако он ничего не подозревает о своей собственной избирательности по отношению к людям, и частенько о высокомерном отношении к ним. В своем поведении , он ведет себя как «приз», который вручат самому достойному.

Агрессивный человек стремится криком или вызывающим поведением напугать противника. Однако , агрессия является естественной защитной  реакцией , возникающей в моменты страха и охватившего чувства беспомощности.

Застенчивый человек не ждет хорошего отношения от окружающих и демонстрирует все признаки подчиненной позиции. Но рассмотрев по-внимательнее, можно увидеть, что он не идет на сближение, душевно закрыт, не смотрит в глаза, эмоционально отстранен , не обращается к окружающим и говорит так, что необходимо напрягаться, чтобы его услышать. Все это смахивает на высокомерие. 

Человек толерантный, все разрешающий, показывает свое всеобъемлющее принятие другого. Хотя в  своих проявлениях скорее похож на человека, которому все-равно, безразлично. Он не интересуется другим, не согласовывает с ним границы, желания, возможности.  У него нет искренней вовлеченности в жизнь другого, что характеризует по –настоящему любящего человека.

  Женщина, злоупотребляющая косметикой, может в своем стремлении к красоте скрывать свою сильно проявленную внутреннюю  «мужскую» часть , пытаясь ее таким образом закамуфлировать.

Ревнивец , выступая поборником нравственности, часто пытается заглушить в себе сексуальные импульсы, в том числе и гомосексуальной направленности.

Самокритика скрывает за собой страх критики со стороны , «уж лучше я сам себя покритикую», а также некоторое высокомерие , показывающее то, что во внешнем окружении нет людей, достойных меня критиковать.

Как еще можно узнать, что находится у меня там, за спиной? Обычно, это еще то, что нас возмущает, цепляет в других людях. Что называется «соринка в чужом глазу». Например, женщина недовольна своим начальником, а именно, тем фактом, что он указывает ей, что надо делать. Между тем, она не замечает своих командирских ноток и своего стремления доминировать над окружающими. Это называется механизм проекции.

Еще один психологический механизм. Нам что-то говорят, нелестно отзываясь о каких-либо наших чертах или сторонах . Нас это цепляет, задевает, мы начинаем тихо закипать. О чем это?  Это указывает , как ни странно, на наши собственные внутренние сомнения в этом вопросе.  Например, кто-то нам говорит : « Ты глупенькая!» . Мы начинаем бунтовать или обижаться. Но , не будь у нас своих сомнений , мы бы на это и внимания бы не обратили. А дело в том, что в нас есть какая-то внутренняя часть, которая согласна с этим убеждением. Вот так по-предательски, но согласна. И в этом месте нам становится больно и неуютно, и мы пытаемся как-то противостоять этой боли, выдавая активно или пассивно агрессивную реакцию. Мы реагируем равнодушием там, где нет внутренних сомнений.

                                                                                                                        Евгения Раевская